На втором году жизни у ребенка возрастает интерес к окружающему его миру: он хочет все увидеть, потрогать и познать. На этом этапе развития, желания ребенка превышают его возможности, и он вынужден обратиться за помощью. Жестов и мимики малышу уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает небольшая проблема, которая разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно от полутора до двух лет.
Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка.
Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».
В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза.
Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей: предложение – наименование предмета типа назывного (дядя, папа); предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баба-баба-баби, тата); предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.
Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).
P.S. Недавно наткнулся на довольно таки интересный ресурс, а точнее Форум для родителей. На нем очень много полезной информации для молодых родителей. Так вот, заинтересовала меня ветка на тему "Программа "Чтение с пеленок". Кто что знает?" Мнений по поводу раннего обучения очень много, но я все же склоняюсь к тому, что не нужно прибегать к специальным методикам до 3 лет. В этом возрасте заниматься подготовкой к чтению лучше в игровой форме, развивать речь, делать больше звуковых упражнений, а также развивать мелкую моторику кистей рук. Некоторые родители переживают по пустякам, им кажется, что ребенок развивается медленнее сверстников, но не надо забывать об индивидуальности ребенка. Детишки по-разному могут реагировать на различные упражнения, кто-то схватывает быстрее, кто-то помедленнее. Не нужно делать из этого трагедию, и сломя голову бежать к специалистам, искать разные методики. Побольше читайте малышу, не требуйте от него слишком многого. Я вообще не понимаю родителей, которые с раннего возраста пытаются сделать из ребенка вундеркинда. Считаю, что это излишне, и в дальнейшем может негативно сказаться на ребенке. Кто со мной не согласен, прошу в комментарии :) |